Монстр Трак (Monster Truck)


Практически любую модель любого автомобильного бренда можно подогнать под три основных категории, разделяющие весь мир транспортных средств. Существуют машины
для скоростных гонок, машины для размеренных путешествий и машины-вездеходы, позволяющие преодолевать довольно сложную трассу. Однако, есть еще одна разновидность
автомобилей – «выставочные» авто или шоу-кары. И в этой категории найдут свое место и внедорожники и обычные авто и стремительные гоночные болиды. Но ни «гонки»,
ни «джипы» и не «папины машины» не могут сравниться по зрелищности и проявляемому публикой интересу с такой разновидностью шоу-каров, как Monster Truck.
По официальным данным, озвученным социологическими компаниями США, шоу с участием Monster Truck занимает почетное второе место в рейтинге самых популярных
представлений Америки.

Впрочем, такая популярность не удивительна. Ведь Monster Truck проектируется и создается именно для «показухи». Даже самый первый автомобиль из семейства Monster Truck,
давший название этой разновидности автомобилей — BIGFOOT the first Monster Truck, был создан с целью рекламы способностей талантливого механика Боба Чандлера.
Вначале отец-основатель жанра даже не понял того, что стал зачинателем целей отрасли автомобилестроения. Боб Чандлер был энтузиастом совершенно другого подвида автомобильных
состязаний – гонок по бездорожью на модифицированных пикапах.

Первый Monster Truck от Боба Чандлера — знаменитый BIGFOOT. Был спроектирован на основе Ford F-250 в 1975 году.

По его словам, он просто пожелал подогнать конструкцию колесной пары своего авто под максимальный диаметр колесного диска – 1,2 метра, а получился настоящий монстр.
К тому же, Бобу Чандлеру удалось запечатлеть на кинокамеру процесс разрушения обычных легковушек, организованный с целью демонстрации ходовых качеств его BIGFOOT the
first Monster Truck. После распространения этой записи Чандлер получил совершенно неожиданный отклик – его навыки механика и конструктора не заинтересовали никого,
но посмотреть шоу с участием монстрообразного автомобиля, закатавшего в асфальт стандартную легковушку, пожелали многие. Именно этот факт и определил дальнейшую судьбу жанра.


В конце 70-х годов 20-го века группа увлеченных энтузиастов, заразившихся идеей Monster Truck, реализовала несколько аналогичных проектов. Самыми известными из них были:
King Kong Джефа Дана, Bear Foot (конструкторы — Jack Wilman и Fred Shafer), USA-1 (Everett Jasmer, Steve Wilke, Rod Litzau). От проекта к проекту накапливался опыт, и возрастало
мастерство конструкторов этих циклопических автомобилей.

Bear Foot

Bear Foot – автомобиль Фреда Шейфра и Джека Вильмана. В конструкции этого авто впервые появились шины Goodyear Terra на 66 дюймов.
Bear Foot является самой узнаваемой моделью семейства Monster Truck. Именно он мелькал и в сериале «Knight Rider» и в клипе «Sleeping Bag» ZZ Tops. Сейчас Bear Foot
по-прежнему «на ходу», а Фред Шейфр считается старейшим участником MonsterTruck-шоу.

USA-1

Знаменитый USA-1, созданный энтузиастами гонок на грузовиках Эвереттом Джесмером и Стивом Вилком. В конструкции этого авто использовались колесные диски на 48,
а потом и на 66 дюймов и тяжелые оси от военных 5-ти тонных грузовиков. Основой для USA-1 стал Chevy K-10, образца 1970 года.

Как видите, первым конструкторам Monster Truck не откажешь в изобретательности, что, разумеется, сказалось на коммерческом успехе таких авто. Вначале 80-х
Monster Truck выступают лишь «на разогреве» публики, однако, увеличившееся число оригинальных моделей привело к идее самостоятельного соревнования – гонки на
автомонстрах. С 1985 года эти состязания стали регулярными. В конце 80-х была организована ассоциация гонок на Monster Truck (Monster Truck Racing Association).
С этого момента вся деятельность по производству Monster Truck, и организации соревнований с участием этих автомобилей находится в компетенции MTRA.


В начале 90-х годов появились еще более совершенные конструкции Monster Truck. Поворотным моментом стал проект Equalizer, реализованный двумя конструкторами — Gary Cook
и David Morris. Главным отличием Equalizer стали особые, пружинно-винтовые амортизаторы, заменившие устаревшую ресорно-листовую схему.

Одна из немногих фотографий проекта Equalizer.


Не менее революционным проектом стал Taurus, принадлежавший Джеку Вильману.

Taurus

Особенность данного монстрмобиля являлась четырехточечная подвеска, снабженная габаритными койловерами.


Все чаще в создании Monster Truck используются современные композитные материалы, а в качестве рамы применяется не кузов старого пикапа, а полноценная
пространственная конструкция, способная выдержать и 5-тонный вес автомобиля, и жесткие условия соревнований. В качестве основных операций по преобразованию авто в
Monster Truck используют Body Lift – смещение рамы относительно кузова авто, и Suspension Lift – преобразование механизма «хода» подвески. Итогом таких операций является
настоящий монстр, декорированный имитацией кузова обычного пикапа.

Вместе с конструкцией Monster Truck усложнялись и правила проведения гонок и чемпионатов. С 1991 года вводится практика отборочных заездов. В 1993 году проходят
первые фристайл заезды, впоследствии более популярные, чем сами гонки. С 2000 года фристайл выделяется в самостоятельное соревнование и включается в обязательную
программу чемпионата Monster Jam.


В наше время популярность Monster Truck только увеличилась. Соревнования этих авто можно увидеть и в Северной Америке, и в Европе, и в Азии. Аудитория этих
программ растет ежедневно, а это значит, что щедрые спонсоры Monster Truck состязаний не дадут «зачахнуть» такому увлекательному и интересному зрелищу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая запись История создания лимузина
Следующая запись Необычные старинные автомобили