Как влияет радиация на человека

1. Радиация

1.1. Что такое радиация и радиоактивность?

Радиоактивность — неустойчивость ядер некоторых атомов, проявляющаяся в их способности к самопроизвольным превращениям (распаду), сопровождающимся испусканием ионизирующего излучения либо радиацией. Потом мы будем говорить только о той радиации, которая связана с радиоактивностью.

Радиация, либо ионизирующее излучение — это частицы и гамма-кванты, энергия которых велика, дабы при действии на вещество создавать ионы различных знаков.

Радиацию нельзя вызвать посредством химических реакций. 

1.2. Какая не редкость радиация?

Различают пара видов радиации.

Альфа-частицы: довольно тяжелые, положительно заряженные частицы, воображающие собой ядра гелия.
Бета-частицы — это легко электроны.
Гамма-излучение имеет ту же электромагнитную природу, что и видимый свет, но владеет намного большей проникающей свойством.
Нейтроны — электрически нейтральные частицы, появляются в основном конкретно вблизи трудящегося ядерного реактора, куда доступ, конечно, регламентирован.
Рентгеновское излучение подобно гамма-излучению, но имеет меньшую энергию.

Кстати, отечественное Солнце — один из естественных источников рентгеновского излучения, но земная воздух снабжает от него надежную защиту.
Заряженные частицы сильно взаимодействуют с веществом. С одной стороны, кроме того одна альфа-частица при попадании в живой организм может стереть с лица земли либо повредить большое количество клеток, с другой — достаточной защитой от альфа- и бета-излучения есть любой узкий слой жёсткого либо жидкого вещества – к примеру: лист бумаги, простая одежда и т.п..
направляться различать радиоактивность и радиацию.

Источники радиации — радиоактивные вещества либо ядерно-технические установки (реакторы, ускорители, рентгеновское оборудование ) — смогут существовать большое время, а радиация существует только до момента собственного поглощения в каком-либо веществе. 

1.3. Как радиация может попасть в организм?

Организм человека реагирует на радиацию, а не на ее источник.
Те источники радиации, которыми являются радиоактивные вещества, смогут попадать в организм с водой и пищей (через кишечник), через легкие (при дыхании) и, в малом степени, через кожу, и при медицинской радиоизотопной диагностике.

В этом случае говорят о внутреннем обучении.
Помимо этого, человек может подвергнуться внешнему облучению от источника радиации, что находится вне его тела.
Внутреннее облучение существенно страшнее внешнего.

 

1.4. Передается ли радиация как заболевание?

Радиацию создают радиоактивные вещества либо намерено сконструированное оборудование. Сама же радиация, влияя на организм, не образует в нем радиоактивных веществ, и не превращает его в новый источник радиации.

Так, человек не делается радиоактивным по окончании рентгеновского либо флюорографического обследования. Кстати, и рентгеновский снимок (пленка) кроме этого не несет в себе радиоактивности.
Исключением есть обстановка, при которой в организм намеренно вводятся радиоактивные препараты (к примеру, при радиоизотопном обследовании щитовидной железы), и человек на маленькое время делается источником радиации. Но препараты для того чтобы рода намерено выбираются так, дабы скоро терять собственную радиоактивность за счет распада, и интенсивность радиации скоро спадает.

Само собой разумеется, возможно «испачкать» тело либо одежду радиоактивной жидкостью, порошком либо пылью. Тогда некая часть таковой радиоактивной «грязи» — вместе с простой грязью — возможно передана при взаимодействии второму человеку. В отличие от заболевания, которая, передаваясь от человека к человеку, воспроизводит собственную вредоносную силу (а также может привести к эпидемии), передача «грязи» ведет к ее стремительному разбавлению до надёжных пределов.

 

Для оценки влияния этих радионуклидов было нужно ввести особые
понятия "поглощенной" и (для различных видов излучения) "эквивалентной"
доз, измеряемых особенными условными единицами: грей (Гр) и зиверт (Зв).
(Подробнее об этих и других особых понятиях смотрите на страницах
4-5 данного номера бюллетеня "Гражданская инициатива" — примеч.
редакции).

В 60-70-х гг. громадное внимание стали уделять не только прямым
(острым), но и опосредованным и отдаленным эффектам облучения.
Среди них:

действие на наследственность;

происхождение злокачественных опухолей и лейкозов;

иммунодефицит и иммунодепрессия;

увеличение чувствительности организма к возбудителям
инфекционных болезней;

нарушение эндокринного равновесия и обмена веществ;

происхождение катаракты;

временная либо постоянная стерильность;

сокращение средней ожидаемой длительности судьбы;

задержка психологического развития.

Среди вторых известных проявлений действия радиации на организм
человека: появление рака в более молодом возрасте (акселерация либо
омоложение рака), физиологические расстройства (нарушение работы
щитовидной железы и др.), сердечно-сосудистые болезни, аллергии,
хронические болезни дыхательных путей. В таблице приведена неспециализированная
схема малых доз и влияния средних радиации на организм человека.

С течением времени перечень радиационно-стимулированных болезней
не уменьшается, а лишь растет. Наряду с этим выясняется, что малые
дозы способны привести к негативным последствиям для здоровья (см. ниже).

Действие малых и средних доз
ионизирующей радиации на здоровье человека(Bertell, 1985)

Доза на всё тело, Гр

Результат

Отдалённый итог

0.1 — 0.5

У многих нет реакции.
У чувствительных начинается
лучевая болезнь

Поражение нейтрофилов и лимфоцитов.

Преждевременное старение.
Генетическое поражение потомства.
Увеличесние риска происхождения рака.

До 0.1

Нет реакций

Преждевременное старение.
Повышение числа маленьких мутаций (связанных с астмой, аллергиями и
т.п.) в потомстве.
Дополнительный риск происхождения рака.

Воздникновение уродств в
потомстве.

Выяснилось кроме этого, что воздействие радиации на здоровье может
зависеть от длительности действия: одинаковая доза радиации,
приобретаемая за маленький временной отрезок, приводит к меньшим поражениям,
чем доза, полученная за долгий период (Nussbaum, 1996).

На зараженных территориях радиация может накапливаться в растениях, в дичи и рыбе.

У корнеплодов (свекла, морковь) рекомендуется удалять, срезать на 1,5 сантиметра верхнюю часть, в которой сконцентрированы радиоактивные и токсичные вещества (свинец, кадмий).

Капуста накапливает их в кочерыжке и между страницами (в виде осевшей в том месте пыли).

При варке — до половины радионуклидов выясняется в бульоне, исходя из этого его лучше вылить (в соленой воде — вытягивает посильнее, до 50%). Цезий вымывается — больше, стронций — мало).

В случае если бульон, всё-таки, нужен — слить первый, десятиминутный, а дальше — варить до готовности. Мясо, перед тем как готовить, возможно вымачивать в воде — приблизительно час (порезать, сперва, на небольшие кусочки), с достаточным числом уксуса.

Фактически отсутствуют радиоактивные элементы в крахмале, сахаре, рафинированном растительном масле.

Растения и плоды, каковые не накапливают и не содержат радиоактивные элементы: топинамбур.
Стронций-90 накапливается в рыбе — в костях, плавниках и чешуе. Для обнаружения стронция нужен радиометр, мерящий не только гамма- , но и бетта-излучение.

Для проверки, дома, продуктов питания на радиацию — нужен прибор, что именуется "бытовой радиометр". Им возможно померить, по мощности, "гамма-излучение" (должно быть не больше 50 микрорентген в час).

Более важной аппаратурой возможно мерить плотность потока "Бета-излучения" с поверхности продуктов, для обнаружения изотопов Стронция (в норме, прибор продемонстрирует меньше 50 частиц с квадратного сантиметра в 60 секунд) и удельную активность радионуклида цезий-137 (допустимые, разрешённые значения активности пробы в беккерелях — до 3.7 х 103 Бк/кг). "Альфа-частицы" (< 5 ч/мин.см2) — регистрируются лишь опытной аппаратурой, конкретно рядом с источником (на расстоянии в пара сантиметров).

Рентген (Р, R) — внесистемная единица экспозиционной дозы фотонного (гамма- и рентгеновского) излучений. Микрорентген — миллионная часть рентгена, мкР

Поглощённая доза — определяется двумя главными методами.

Для средних и малых уровней облучения — используют единицы Зиверт. Дальше — вычисляют в единицах Грэй. По цифрам — они приблизительно равны.

Зиверт (Зв, Sv) — в совокупности единиц СИ, поглощенная доза с учётом, в виде коэффициентов, типов и энергии излучения (эквивалентная) и радиочувствительности живых тканей и органов в теле человека (действенная).

Употребляется до размеров дозы — порядка 1.5 зиверта, для более высоких значений — применяют Грэи.

1 миллизиверт (мЗв. mSv) = 0.001 зиверт

1 микрозиверт (мкЗв. µSv) = 0.001 милизиверт

Для оценки влияния ионизирующего облучения на человека — помогает величина личной действенной дозы (ИЭД, мЗв/чел.) Медицинская компонента, обусловленная применением ИИИ (источников ион. излучения) в медицинских целях — образовывает от 20 до 30%.

бэр — биологический эквивалент рентгена; это ветхая, внесистемная единица поглощённой дозы; современная — Зиверт.

1 Зв = 100 бэр

Мощность дозы — доза  излучения за единицу времени:

0.10 мкЗв/час == 10 мкР/час (двойной символ равенства свидетельствует тут "приблизительно")

1 зиверт == 100 рентген

+

Украина (Loganovsky K. et al., 2008)

++

+

Норвегия (неизданные эти)

++

+

В 1992–1995 гг. ВОЗ осуществила пилотный проект «Brain Damage in utero» («Внутриутробное повреждение головного мозга») в рамках «International Program on the Health Effects of the Chernobyl Accident» (IPHECA) [«Интернациональная программа изучения медицинских последствий аварии на ЧАЭС» (АЙФЕКА)].

Анализ взятых результатов в Белоруссии, РФ и Украине продемонстрировал следующее:

1) распространенность легкой умственной отсталости у внутриутробно облученных детей превышает таковую в контрольных группах;

2) возрастающий тренд частоты случаев эмоционально- поведенческих расстройств у детей, облученных in utero;

3) распространенность пограничных жадно- психологических расстройств у своих родителей пренатально облученных выше, чем в контроле. Одновременно с этим АЙФЕКА имела последовательность важных ограничений, важнейшим из которых являлось отсутствие личного дозиметрического сопровождения. Разделение облученных и необлученных детей основывалась только на уровнях радиоактивного загрязнения территорий проживания безотносительно к личным дозам облучения (World Health Organization, 1996).

А.И.

Нягу и соавторы (1992–2004) уделили серьёзное внимание проблеме внутриутробного повреждения головного мозга в следствии аварии на чернобыльской атомной станции. В их первых сообщениях имела место переоценка частоты задержки психологического развития пренатально облученных детей (до 77%), помимо этого, было предположено, что доза облучения щитовидной железы in utero более 0,3 Зв есть причиной риска нейропсихиатрических эффектов (Нягу А.И. и соавт., 1993; Nyagu A.I. et al., 1997). В будущем при применении интернациональной психометрической методике распознано увеличение частоты умственной отсталости легкой степени, пограничного и низкого IQ, эмоциональных и поведенческих расстройств, уменьшение количества детей с высоким IQ среди облученных in utero. Одним из вероятных биологических механизмов происхождения жадно- психологических расстройств у пренатально облученных детей возможно радиационно- индуцированная дисфункция гипофизарно- тиреоидной совокупности при пороге результата 0,3 Гр на щитовидную железу in utero.

Результаты исследований продемонстрировали наличие жадно-психологических расстройств у внутриутробно облученных детей, каковые, самый возможно, отражают нарушения развития церебральных функций и структур в следствии сотрудничества пренатальных и постнатальных факторов, при наличии возможных радиационных эффектов в развивающемся головном мозгу (Nyagu A.I. et al., 1996; 1998; Нягу А.И. и соавт., 1996). В группе внутриутробно облученных детей кроме этого распознано дисгармонию развития интеллекта за счет понижения вербального IQ; громадную частоту низкоамплитудного и эпилептиформного паттернов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с левополушарной латерализацией дисфункции; повышение ?- и ?- мощности при уменьшении ?- и ?- мощности ЭЭГ; увеличение частоты пароксизмальных и органических психологических расстройств, соматоформной вегетативной дисфункции, расстройств психотерапевтического развития, и эмоционально- поведенческих расстройств. Церебральная дисфункция есть этиологически неоднородной (Nyagu A.I. et al., 2002a).

S.A. Igumnov (1996) продемонстрировал, что обстоятельствами происхождения психологических расстройств у внутриутробно облученных детей явились социодемографические и социально- культурологические факторы. Повышенная частота своеобразных эмоциональных развития нарушений и расстройств речи, и более низкий усредненный балл неспециализированного IQ при большем числе случаев пограничного IQ у пренатально облученных обитателей Белоруссии были аттрибутированы к социальным и психотерапевтическим факторам. Ассоциация же между снижением и внутриутробным облучением IQ, и ухудшением психологического здоровья детей не распознана (Игумнов С.А., 1999; Kolominsky Y. et al., 1999). Эта точка зрения была полностью поделена специалистами Приложения J отчета НКДАР ООН (Annex J., 2000).

Пришли к заключению о том, что определяющую роль в происхождении пограничного эмоциональных расстройств и интеллектуального функционирования у внутриутробно облученных детей Беларуси сыграли негативные социально- психотерапевтические и социально- культурологические факторы (Igumnov S.A., Drozdovitch V.V., 2004).

Но кроме этого существуют информацию о том, что интеллектуальное развитие замедляется при дозах на щитовидную железу >0,5 Гр у детей, облученных внутриутробно и до 1,5 года судьбы (Bazyltchik S. et al., 2001). Средний IQ в подгруппе высокооблученных детей (дозы облучения щитовидной железы in utero >1 Гр) был ниже по сравнению со всей экспонированной группой (Igumnov S., Drozdovitch V., 2000). У пренатально облученных детей, в особенности пребывавших на 8–15-й семь дней гестации, распознано больше функциональных и органических расстройств ЦНС, пограничного IQ и аномальных ЭЭГ, что растолковывали действием радиационных и психотерапевтических факторов (Гайдук Ф.М. и соавт., 1994). У детей, облученных in utero, распознали более высокие показатели психологической заболеваемости, частоту пограничного умственной отсталости и интеллектуального развития, что связывали с пренатальным облучением (Ермолина Л.А. и соавт., 1996).

Сравнительно не так давно исследования с применением стандартных батарей нейропсихологических тестов не распознали каких-либо отличий у внутриутробно облученных детей в следствии аварии на чернобыльской атомной станции (Litcher L. et al., 2000; Bar Joseph N. et al., 2004). Любопытно, что в изучении L. Litcher и соавторов (2000) матери эвакуированных детей в 4 раза чаще, чем в контроле, информировали о проблемах с памятью у их детей, в то время как по итогам исполнения нейропсихологических школьной успеваемости и тестов различий не установлено. Это говорит о значении восприятия угрозы в сообщениях о состоянии неспециализированного и психологического здоровья.

Одновременно с этим дозиметрического сопровождения изучение не имело, и отсутствовали украинские нормативные эти для использовавшихся измерений (Bromet E.J. et al., 2000; Litcher L. et al., 2000). Помимо этого, тесты на интеллект были применены избирательно. L. Litcher и соавторы (2000) оценивали следующие детские когнитивные функции: пространственный (невербальный) интеллект (субтест символических соотношений Детройтского теста), память и внимание.

Вербальный интеллект не оценивали. Так, информацию о полном, вербальном и невербальном IQ остались недоступными.

Высказано суждение о том, что результаты «западных» изучений показывают отсутствие негативных нейропсихиатрических эффектов у пострадавших экспонированных in utero, в то время как эти локальных изучений говорят об повышении числа когнитивных нарушений у внутриутробно облученных если сравнивать с контролем. Одновременно с этим специалисты Чернобыльского форума ООН (World Health Organization, 2006) выделили, что эффекты в развивающемся головном мозгу должны пребывать в центре внимания по окончании аварии на чернобыльской атомной станции. D.P.

Taormina и соавторы (2008) выполнили 8-летнее динамическое изучение эвакуированных и их одноклассников, обследованных в Киеве в 1997 г. В этом изучении повторно оценены академические достижения и нейропсихологические характеристики детей в возрасте 19 лет. Авторы заключили, что чернобыльская авария не оказала никакого влияния на когнитивные функции детей (включая облученных in utero), не обращая внимания на то что большее количество эвакуированных матерей, чем контрольных, продолжают быть уверенными в том, что у их детей имеется нарушения памяти. Согласно точки зрения авторов, эти длящиеся беспокойства отражают более широкую картину постоянного тревоги о здоровье как последствие аварии (Taormina D.не. et al., 2008). Но в этом изучении кроме этого отсутствовали оценки доз in utero.

Так, вероятные связи нейропсихиатрических доз и эффектов внутриутробного облучения остались неизученными, а оценки состояния психологического здоровья детей, облученных in utero, и этиология выявляемых у них жадно-психологических расстройств — противоречивыми.

Вследствие этого в Украине выполнено тщательное изучение в ходе проекта № 3 «Медицинские последствия аварии на ЧАЭС» Франко- Германской Чернобыльской инициативы (French-German Initiative for Chernobyl), посвященное потенциальным эффектам пренатального облучения на мозг . Были обследованы 154 ребенка, появившихся между 26 апреля 1986 г. и 26 февраля 1987 г. от матерей, эвакуированных из Припяти в Киев, и 143 их одноклассника. Детей обследовали при помощи Интеллектуальной шкалы Векслера для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC), тестов Ахенбаха (Achenbach) и Раттера А(2) (Rutter A(2)). У матерей оценивали их состояние и вербальные способности психологического здоровья, включая депрессию, тревогу, соматизацию. При восстановлении личных доз детей учитывали внутреннее и внешнее облучение.

Расчеты действенных доз на плод и эквивалентных доз на мозг и щитовидную железу in utero в обеих группах детей основывались на ICRP-88 (ICRP Publication 88, 2001). Среди припятских детей было 52 (33,8%) ребенка с эквивалентными дозами облучения щитовидной железы in utero >1 Зв, 20 (13,2%) — с дозой облучения плода >100 мЗв. У обследованных пренатально облученных детей не распознано случаев тяжелой микроцефалии и умственной отсталости, но у них диагностировали значимо больше нарушений психотерапевтического развития, эмоционально-поведенческих и органических психологических расстройств, и пароксизмальных состояний.

У внутриутробно облученных детей полный IQ был ниже за счет меньших значений вербального IQ, в следствии чего частота дисгармоничного интеллекта была выше. В то время, когда дисгармония IQ (невербальный IQ — вербальный IQ) у пренатально облученных детей превышала 25 пунктов, она коррелировала с дозой облучения плода. Матери обеих групп имели однообразные вербальные свойства, но эвакуированные пережили намного больше настоящих стрессогенных событий и у них выше уровень депрессии, посттравматических стрессовых и соматоформных расстройств, тревоги, социальной дисфункции и бессонницы (Nyagu A.I. et al., 2004).

В соответствии с результатами отечественных изучений распознано, что действие Чернобыльской трагедии в течении беременности выяснилось стрессорным по отношению к поведению у подростков Финляндии. Те из них, каковые были экспонированы во ІІ триместр беременности, имели в 2,32 раза повышенный риск (95% доверительный промежуток (ДИ): 1,13–4,72) происхождения признаков депрессии, повышенный риск громадного депрессивного расстройства по параметрам DSM-III-R (отношение шансов = 2,48; 95% ДИ: 1,06–5,7) и признаков расстройства недостатка внимания и гиперактивности. Одновременно с этим ассоциаций пренатального действия аварии на чернобыльской атомной станции с тревожным и оппозиционно- вызывающим расстройствами не распознано. Авторы заключили, что нарушение развития фетального головного мозга может повышать расстройства симптомов дефицита и распространённость депрессии внимания и гиперактивности по окончании действия пренатального стресса во ІІ триместр беременности (Huizink A.C. et al., 2007).

Кроме этого изучили потенциальный эффект пренатального стресса, ассоциированного с Чернобыльской трагедией, в структуре текущего генетического эпидемиологического изучения в Финляндии. Уровень кортизола у лиц обоего пола и уровень тестостерона у девушек были существенно повышены по окончании пренатального материнского стресса во ІІ триместр беременности если сравнивать с референтной группой неэкспонированных подростков. Вклад пренатального действия в трансформации уровня кортизола составил 3%, в то время как тестостерона — 18%. Причем при действии в І либо ІІІ триместр беременности различия отсутствовали. Полученные результаты говорят о том, что внутриутробный материнский стресс во ІІ триместр беременности может отразиться на пренатальном программировании физиологических совокупностей, важных за поддержание уровней кортизола и тестостерона (Huizink A.C. et al., 2008).

Первичная реакция начинается в первые часы по окончании облучения и может длиться от нескольких часов до двух дней. После этого первичная реакция сменяется периодом так именуемого благополучия. Сейчас улучшается неспециализированное состояние облученных, но выявляются кое-какие изменения и неврологические симптомы в крови.

Для разгара заболевания обычны такие симптомы, как неспециализированная слабость, увеличение температуры, вероятен некроз кожи, кровоизлияния, угнетенные формы кроветворения. Нетяжелая форма лучевой болезни сопровождается время от времени функциональными трансформациями со стороны нервной совокупности, а тяжелая – органическими трансформациями. Смогут развиваться инфекционные осложнения.

Период восстановления наступает тем раньше, чем меньше доза облучения. Он может длиться месяц либо мало продолжительнее.

Финал острой заболевании разен. В большинстве случаев, при облучении кроме того в дозе 400–600 рад с применением активной терапии наступает полное выздоровление. Более высокие дозы довольно часто приводят к смерти больного.

При хроническом облучении начинается лучевая болезнь, клиническое течение которой отличается отсутствием первичной реакции и медленным развитием признаков. В случае если сказать обобщенно, то для данного поражения свойственны следующие симптомы: астения, увеличение утомляемости со понижением памяти и внимания.

Смогут проявляться показатели функциональной недостаточности сердечно-сосудистой и эндокринных совокупностей, и выражение трансформации со стороны органов кроветворения. Более поздние и самые тяжёлые симптомы хронической лучевой болезни характеризуются органическим поражением центральной нервной и сердеч-но-сосудистой совокупностей, аплазией костного мозга. Такая патология очень тяжело поддается лечению.

Возвратиться в начало

Влияние сотовых телефонов на человека:

Излучение телефонов носит сложно модулированный темперамент. Одна из составляющих сигнала всех телефонов – низкочастотный сигнал.

Как раз низкие (1-15Гц) частоты соответствуют ритмам мозга человека, каковые по интенсивности превышают другие ритмы электрической активности здорового человека.

И вот это-то именно не разумеется для многих ортодоксальных ученых, каковые как и раньше склонны измерять как раз высокочастотную электромагнитную составляющую и не обращают внимание на более замечательную по действию на человека низкочастотную либо информационную – как раз ту, на которой общаются между собой живые организмы.

Речь заходит о узких физических полях, о торсионном поле. Подробнее о нем вы имеете возможность прочесть на странице «Влияние электромагнитного излучения на человека»

Как воздействует на организм человека излучение телефонов?

Этот рисунок иллюстрирует влияние электромагнитного излучения, создаваемого сотовым телефоном на мозг человека.

Влияние электромагнитного излучения от телефона на человека, закрепленного у пояса, причем это поле распространяется по шнуру устройства Free – hand и также воздействует на мозг.

***

Воображаем вам результаты на примере снимков биополя человека до и на протяжении беседы по сотовому телефону.

Как выявить радиацию?

Найти радиацию без особых устройств до появления неприятностей со здоровьем фактически нереально. В этом и содержится основная опасность радиации — она невидима!

Доза облучения, приобретаемая средним россиянином.

0,1-0,2 рад в год

Естественный радиационный фон Почвы.

84 микрорад/час

Натуральные антиоксиданты оказывают помощь совладать с последствиями радиации

И напоследок пара слов о том, как вывести радиацию из организма. Дабы максимально ускорить очищение, доктора советуют:

Вправду, человек всегда подвергается действию природной радиации.

На Земле имеется регионы, где природный фон превышает среднее по планете значение в разы и в десятки раз: в их число входят кое-какие районы Франции, Финляндия, Швеция, Алтайский край, прибрежные территории юго-запада Индии, кое-какие курорты Бразилии.

Миллионы обитателей отечественной планеты испытывают повышенную радиационную нагрузку за счет природных факторов, наряду с этим, радиация не оказывает никакого влияния на их здоровье. Более того, многие районы с повышенным радиационным фоном являются признанными курортами (к примеру, та же Финляндия, Кавказские Минеральные Воды, Карловы Вары и пр.).

Что забрать в поход

Как избавиться от папиллом дома

Как взять материальную помощь

Как вылечить ногти по окончании наращивания

В какое время суток вредно загорать