Зачем человеку шляпа

В то время, когда в 2011 году мне довелось освещать королевскую свадьбу для канала Эй-би-си (ABC), одним из плюсов этого была возможность посетить ателье Филипа Триси, считающегося величайшим шляпником в мире. На семь дней, на которую было назначено торжество, я был в его демонстрационном зале в Лондоне — около все кипело. В Британии шляпы и мода неразрывно связаны. Выбирая аксессуары для свадьбы, члены королевской семьи и сливки английского общества не жалели никаких средств.

Приехала принцесса Беатрис. Поздоровавшись, она согласилась: «Я до сих пор не видела собственную шляпку! Весьма интересно, какая она!»

«Уверен, она всем запомнится!» — горячо поддержал я.

Не то слово!

Не подметить принцесс Беатрис и Евгению было нереально: они были так мишурно разряжены, что мало напоминали — да забудут обиду меня принцессы. (Неестественный макияж обстановку не выручал.) Более того, я был удивлен шляпкой Беатрис. Размером она была с ее голову, розового цвета и мало напоминала сидушку унитаза, перевязанную лентой. На следующий сутки шляпка принцессы была основной темой всех бесед, а позднее ее за шестизначную сумму реализовали с аукциона в пользу какого-либо благотворительного общества. Я был прав: она не имела возможности не запомниться.

Все англичане носят шляпы

Но возвратимся к ателье Триси. В то время, когда репортаж для Эй-би-си Ньюс был отснят, Триси сообщил нам с Синтией Макфадден, трудящейся на этом канале: «А сейчас я покажу вам модели».

Он развернул к нам три двухметровые пластины из пенопласта.

На них были фотографии приблизительно 80 дам в шляпках, находившихся на королевской свадьбе. Обсуждая дизайнеров, создававших костюмы для торжественного события, люди значительно чаще упоминали Александра Маккуина, в доме моды которого и было создано красивое свадебное платье, но, несомненно, больше всего гостей нарядил Триси. Его шляпки и легкие головные уборы из кружева, перьев либо ленточек — видны были везде.

Просматривая фотографии со шляпками, Синтия, за что огромное ей благодарю, осмелилась задать вопрос Триси о том, что меня так интересовало: «Пожалуй, они мало… м-м… экстравагантные? Я бы не решилась такие надеть».

Триси нормально ответил: «Для отечественной культуры они подходят идеально».

И это правда: экстравагантные шляпы — это так по-британски. Очевидно, и безвкусные шляпы также. Для англичан практически не существует золотой середины между этими двумя крайностями.

Англичанки наряжаются или через чур мрачно, или как на карнавал.

Принцесса Евгения Йоркская и принцесса Беатрис Йоркская в шляпках от Филипа Триси, направляющиеся в Вестминстерское аббатство на церемонию бракосочетания принца Уильяма, 2011 год.

Триси поведал нам, что у королевы имеется шляпка под любой костюм. Кстати, на свадьбу она заказала две шляпки (и меня это рассмешило) — внезапно одну сдует ветром!

Простые британцы также обожают шляпы. В Лондоне вы имеете возможность за много долларов приобретёшь шляпу от Филипа Триси либо пойти в «Маркс энд Спенсер» (Marks & Spencer) и подобрать красивую повседневную шляпу, заплатив за нее 20 долларов.

— Пожалуй, у нас в Америке шляпы очень не носят, — пожал я плечами. — Время от времени попадаются мужчины в федорах, но это скорее позерство.

— Кто же в Америке не носит бейсболки? — исправил он меня.

И в самом деле.

Мы не соперники головных уборов. Мы просто не любим наряжаться.

Бейсболка – также шляпа

У нас куда ни плюнь, попадешь в человека в бейсболке. Показались они в середине 1800-х годов, с самых первых дней существования бейсбола. Вначале бейсболки делали мягкими, но со временем показались те, что держат форму.

на данный момент в верхней части кепки в большинстве случаев имеются отверстия для доступа воздуха и время от времени застежка-липучка, защелка либо пластиковая застежка. С 1980-х годов бейсболка есть обычной деталью одежды молодежи.

Ничего не имею против бейсболки. Ее козырек возможно по-различному согнуть.

В ней лицо может казаться прекраснее. Но мне категорически не нравятся высокие «кепки дальнобойщика» с сеточкой на затылке, по причине того, что они искажают форму головы. Кепка дальнобойщика имеет твёрдую структуру и очень сильно выдается вверх, ни капли вас не крася.

В целом кепки в далеком прошлом показались на Западе, и тогда их носили как головной убор для поездок за город либо занятий спортом. Еще в 1880-х годах в моду вошел твёрдый козырек.

В 1890-х показалась плоская кепка, которую надевали для игры в большой теннисе и гольф. Головные уборы без козырька в большинстве случаев считаются молодежными: с 1890-х до середины 1950-х годов во многих университетах первокурсникам, дабы вступить в студенческое братство, приходилось носить вязаные шапочки-бини, либо «шапки дурака».

Джей-Зи в бейсболке с логотипом команды «Нью-Йорк Янкиз», 2010 год.

При помощи бейсболки вы имеете возможность заявить о любви к какой-нибудь команде либо субкультуре, в особенности хип-хопу. Рэпер Джей-Зи в собственном гимне Нью-Йорку «Етріге state of mind» просматривает: «Как я, кепку "Янкиз" кроме того сами "Янкиз" не имели возможность сделать таковой известной».

И в самом деле, бейсболка в умах многих не связана со спортом. У каждой компании, церковной конфессии и каждого тематического парка имеется собственные бейсболки. Легко одев соответствующую кепку, вы имеете возможность тут же заявить о симпатиях к той либо другой «команде».

Лайза Миннелли в котелке в фильме «Кабаре», 1972 год.

На Чарли Чаплине та же шляпа смотрится куда как менее сексуально, 1910 год.

Снимать ли шляпу в помещении

Наряду с этим, в то время, когда дело касается головного убора, мало кто выполняет правила этикета, гласящие, что мужчина обязан снимать головной убор в помещении — и точка. Довольно часто при помощи шапки люди скрывают не хорошо прибранные волосы, не снимая ее кроме того на работе, не смотря на то, что формально это неприлично.

Одна из самые зрелых и консервативных учителей на моем факультете в Парсонсе ни при каких обстоятельствах не разрешала студентам сидеть в аудитории в бейсболке. Она принадлежала к людям, воспитанным в духе традиций, в то время, когда носить головной убор в присутствии учителя считалось оскорбительным, и я уважал ее позицию. Само собой разумеется, студенты возмущались!

— То, что мне приходится снимать головной убор, не дает мне выразить себя как модника, — пожаловался мне один студент.

— Ничего, вы переживете, — ответил я.

Если бы это было вопросом религиозного толка и студенту в силу собственных убеждений необходимо было бы носить чадру либо ермолку — это совсем другое дело. Но что, в случае если студенту дополнить собственный образ бейсболкой с эмблемой команды «Уайт Соке»? Да ну киньте.

Если вы, как рассказываете, настоящий модник, то уж вы придумаете, что надеть, дабы это удовлетворяло и ваше самолюбие, и в полной мере приемлемую просьбу старшего.

Еще перед тем, как показалась бейсболка, на Западе существовало различие между кепкой, менее формальным убором, и шляпой, более строгим. Газетчики носили кепки, воротилы -шляпы. Само собой разумеется, у нас в Америке каждая шляпа, не похожая на бейсболку, ассоциируется с строгостью и педантичностью либо с Америкой до 1960-х годов.

Какими бывают шляпы

В фильмах в стиле нуар храбрецы наподобие Хамфри Богарта постоянно выходят на улицу в шляпе. Все мужчины в сериале «Безумцы» кроме этого носят федоры — мягкие фетровые шляпы с вмятиной и полями на тулье.

Не смотря на то, что федора и ассоциируется с 1940-ми и 1950-ми годами, в первый раз популярность она купила в первой половине 80-ых годов XIX века в Париже благодаря Саре Бернар, надевавшей подобную шляпу в спектакле по пьесе Викторьена Сарду «Федора». В то время, когда несколькими годами позднее пьеса добралась до Америки, в газете «Нью-Йорк тайме» ее назвали «сильнейшей драмой, написанной в последнии месяцы», написав, что «чуть ли театралы смогут назвать кого-то из сейчас живущих, кто имел возможность бы сравниться игрой» с Сарой Бернар.

До 1920-х годов федора была актуальным женским головным убором, а после этого ее стали носить и мужчины — продавалась она по разумной цене и защищала от любой непогоды.

С 1820-х годов в моду вошла плотная фетровая шляпа с округлой тульей и загнутыми вверх полями, но наименование — «котелок» — она взяла только в 1860 в честь собственного создателя Уильяма Боулера. Не смотря на то, что шляпа эта очень традиционна и в Соединенных Штатах известна кроме этого называющиеся «дерби», для нас она ассоциируется с шоу-бизнесом с громадной буквы благодаря таким артистам, как Чарли Чаплин, и режиссёру и легендарному хореографу Бобу Фоссу, применявшему котелок в собственных постановках.

В его фильме «Кабаре» (1972) Лайза Миннелли соблазнительно носит данный головной убор, и чулки, откровенный топ и шорты.

Выступление Слэша из «Ганз эн Роузис» в цилиндре, 2005 год.

Рональд Рейган в ковбойской шляпе на своем Ранчо-дель-Сьело, 1976 год.

Сидящий Бык в парадном головном уборе и Буффало Билл в ковбойской шляпе, 1885 год.

Еще одна популярная в прошлом модель шляпы — трил-би, названная в честь натурщицы парижских живописцев из одноименных романа и написанной по нему пьесы Джорджа дю Морье «Трилби» (1894). В 1960-х годах среди английских мужчин-ямайцев, именовавших себя «руд-боями» и ходивших в дансинг, было модно носить трилби либо поркпай, в противном случае — «свиной пирог» (похожую на трилби шляпу, лишь с плоским верхом), кричащие костюмы и тонкие галстуки. На таковой выбор шляп повлияли американские фильмы о гангстерах. Позднее, в конце 1970-х, а после этого с 80-х по 90-е восстановление популярности музыки в стилеска вернуло поркпай на актуальную арену.

Для нетренированного взора шляпа хом-бург выглядит практически так же, как трилби либо федора, но у нее твёрдая тулья, которую нельзя согнуть на собственный вкус. Она — воплощение консервативной английской шляпы, достаточно строгого головного убора, не смотря на то, что самым строгим есть, само собой разумеется, цилиндр, что, как и большая часть видов шляп, больше непопулярен в Америке, разве лишь на Хэллоу-ин. В середине 19 века цилиндр, напоминавший дымовую трубу, имел возможность достигать в высоту 20 сантиметров! В умах большинства данный головной убор связан с великим танцором Фредом Астером, благодаря фильму «Цилиндр» 1935 года с его участием и тому, что он носил его с неизменной элегантностью. Либо, если вы мало моложе, вспомните Слэша, бывшего гитариста группы «Ганз эн Роузис» (Guns N’Roses).

Помимо этого, цилиндр — главной элемент субкультуры стимпанка, члены которой довольно часто наряжаются в неовикторианском стиле.

Южане в Америке до сих пор носят ковбойские шляпы, показавшиеся, как многие вещи, находящиеся в собствености якобы только американской ковбойской культуре, с подачи мексиканцев, обладателей ранчо, еще в 1830-х годах и изначально заимствованные у испанцев.

Сейчас такие знаменитости, как Майкл Джексон либо киноперсонаж Индиана Джонс, содействовали популярности того либо иного фасона шляп, но в целом мужчины американцы все равно намного больше обожают бейсболки, чем фетровые шляпы.

Да и американки, не обращая внимания на богатую историю существования женских шляп, также предпочитают бейсболки.

Поболтаем о женских шляпах

Уму непостижимо, какое неимоверное количество разных кепок и шляпок успели поносить дамы за последние столетия, даже в том случае, если забрать период лишь с 1500-х годов. Среди них: сетка-чепец, фонтанж, чепчик

с рюшами, домашний чепец, чепец-бабочка, шляпка а-ля Мария Стюарт, капор, шляпка а-ля Шарлотта Корде.

В один лишь период Средневековья существовало такое количество головных уборов, многие из которых были чем-то немыслимым, к примеру конусообразным, что голова кругом.

На некоторых из этих шляп были вуали. Мода на вуали началась с крестоносцев — в то время, когда они около 1200-х годов возвратились с Востока, привезя с собой разновидность исламской чадры. (Что любопытно, они кроме этого заимствовали восточную манеру застегивать костюм на пуговицы сбоку, так что одежда более хорошо облегала в груди.) Вуали пользовались особенной популярностью в различные десятилетия 19 века.

В 1870-х существовала мода на долгие вуали, которыми возможно было прикрыть лицо либо обмотать около шеи на манер шарфа. В первой половине 20 века женщины носили восхитительные шляпки с вуалькой; на данный момент же большая часть дам, не имеющих намерения привести к с ушедшей эрой, как, к примеру, делает звезда бурлеска Дита фон Тиз, в случае если и надевают такие, то лишь на свадьбу.

Рекламный плакат к филъну 198 года «Пасхальный парад». Пасха — любимый предлог надеть какой-нибудь немыслимый головной убор.

Госпел-певица Уилли Мэй Форд Смит в шляпке для церкви в документальном фильме «Пускай кто-нибудь сообщит "аминь"», 1982 год.

Со времен Средневековья чепцом именовали мягкий головной убор, хорошо прилегающий к голове, закрывающий макушку и в большинстве случаев имеющий поля. Чепцы дамы носили и в девятнадцатом веке, в большинстве случаев они завязывались лентой под подбородком. В песне Ирвинга Берлина 1940 года «Easter bonnet (что означает «Пасхальный чепчик»), самое известное выполнение у которых в собствености Джуди Гарланд, воспевается дух праздника, символизирующего новое начало, воплощенный в образе новых, с иголочки женских шляпок, каковые и сейчас многие дамы надевают на Пасху: «В собственном пасхальном чепчике нарядными оборками».

Желание надеть на голову что-то примечательное не ново. В древности на Крите дамы носили причудливые головные уборы, являвшиеся, по всей видимости, «первыми "актуальными шляпками" в истории костюма».

В современной Америке афроамериканки традиционно носят шляпу на работу в церковь. В книге «Короны: портреты чернокожих дам в шляпках для церкви» (2000) написано, что многие чернокожие дамы «предпочтут прийти в церковь нагишом, чем без шляпки». В этом случае шляпа символизирует набожность и силу духа — недаром они шляпу для церкви именуют «короной»!

Корона – это также шляпа

Раз уж мы заговорили о коронах, они показались тысячи лет назад.

С старейших времен они считались материальным подтверждением власти правителя. Египетские фараоны носили две короны: одна символизировала Верхний Египет, вторая — Нижний, одна была округлой, вторая напоминала конус. В Греции властители носили корону, воображавшую собой золотой венок. Лавровый венок считался знаком Аполлона, победителей Олимпийских игр, а по окончании — римских императоров.

Начиная с Карла Великого христианские короли в знак божественной природы правления украшали корону крестом.

Маргарет Хэмилтон в колпаке не добрый колдуньи с Джуди Гарланд в фильме «Колдун страны Оз», 1939 год.

фригийский колпак и Шляпа ведьмы

В массовом представлении колдуньи носят головной убор, напоминающий корону. Существует множество предположений, растолковывающих, откуда он взялся. Самая забавная: он случился от «дурного колпака», что, как изначально считалось, обязан наполнять мозг силой и мудростью. Но мне бы хотелось предложить еще одну версию: ведьминский колпак в современном виде плохо похож на головной убор, что носили мужчины в пуританской Новой Англии на протяжении Салем-ских процессов над колдуньями, лишь с заостренным финишем.

В любом случае остроконечная шляпа много лет определяла образ волшебников и ведьм.

Прямая противоположность твёрдому ведьминскому колпаку — мягкая шерстяная зимняя шапка, служащая для тепла, такую носят игроки в соке либо в 1990-х годах носили поклонники гранжа с Тихоокеанского Северо-Запада. Как мне известно, за данный головной убор мы можем поблагодарить персов.

Заимствовав очень многое из костюма вавилонян, которых они завоевали в шестом веке до нэ, персы однако сохранили собственный классический головной убор — мягкую фетровую шапку. Греки назвали ее «фригийским колпаком», полагая знаком характерного Востоку варварства.

А вот римляне ту же самую шапку связывали с понятием свободы.

По рекламе одежды от Мэри Куант 1960-х годов видно, какой популярностью пользовался берет.

Жак Кусто во фригийской шапочке за работой на греческих островах.

Такая ассоциация прижилась. Две тысячи лет спустя, в годы Великой французской революции, фригийский колпак превратился в «красный колпак Свободы».

Позднее данный головной убор употреблялся и на протяжении вторых самых различных революций как знак восстания либо риска. В необычном фригийском колпаке обычно на фотографиях предстает Жак Кусто. В нем же в фильме «Водная судьба Стива Зиссу» 2004 года ходит Билл Мюррей. И вдобавок мышки в диснеевской «Золушке»!

Вариантами этого головного убора помогают колпаки пикси либо эльфов; с каждым годом их вместе с «гномьим колпаком», свисающим не так очень сильно, возможно заметить на студентах в кампусах.

Потомком фригийского колпака есть берет. С 1820 по 1850 год он шился из бархата и был подробностью вечернего туалета, а после этого опять возвратился в моду в двадцатом веке как квинтэссенция французского головного убора, не смотря на то, что, наверное, изначально берет придумали баски, а в Англию его привезла компания «Кангол» (Kangol) в 1918 году.

Благодаря фильму «Бонни и Клайд» 1967 года берет получил популярность среди американок, а Сэмюэл Л. Джексон содействовал происхождению массовой моды на него среди мужчин. Но в то время, когда любительница беретов Моника Левински попала на первые полосы газет, большая часть людей от берета отказались. По крайней мере на пара лет она сделала с этим головным убором то, что когда-то сделал Кларк Гейбл с футболкой: убила его.

Перед тем как надеть шляпу, поразмыслите — какую

Головной убор делает цельным ваш образ, он может всецело поменять силуэт костюма. В 1910-х годах самый популярный женский силуэт воображал собой перевернутый треугольник: стройный огромная шляпа и торс (к 1913 году шляпы были с колесо телеги). В 1960-х дамы стремились создать противоположный силуэт — верный треугольник, — носили юбки трапеции и короткие-стрижки.

Сохраняю надежду сейчас, в то время, когда вы захотите надеть головной убор, вы поразмыслите, к какой из этих традиций вы желаете обратиться и какой в целом силуэт создать.

Вы кроме того имеете возможность взять на вооружение совет королевы и купить запасную шляпу на случай ветра.

Сборник нот, 1911 год.